МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г. Углегорска Сахалинской области Рассмотрена на школьном методическом объединении учителей начальных классов протокол от «28» августа 2023 г. №1 Утверждена приказом МБОУ НОШЭР г. Углегорска от «31» августа 2023 г. №182 - А РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКА начального общего образования Срок реализации 4 года Составлена на основе примерной основной образовательной программы для начальной школы образовательной системы «Школа России». Авторы: Е.Д. Критская, М.: Просвещение, 2023 Составитель: учителя начальных классов 2023 1 Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Пояснительная записка. Программа по музыке разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету. Программа по музыке позволит учителю: · реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО, а также на основе планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания; · разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса. Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия. В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки. Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка. Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путём. Ключевым моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей. Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом. Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству – от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов. 2 Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: · становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; · развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; · формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего образования: · формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве; · формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования; · формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов, приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания; · развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями, развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения; · овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование), исследовательские и творческие проекты; · изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка; · воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры; · расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов. Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями): · инвариантные: - модуль №1 «Народная музыка России»; 3 - модуль №2 «Классическая музыка»; - модуль №3 «Музыка в жизни человека» · вариативные: - модуль №4 «Музыка народов мира»; - модуль №5 «Духовная музыка»; - модуль №6 «Музыка театра и кино»; - модуль №7 «Современная музыкальная культура»; - модуль №8 «Музыкальная грамота» Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации. Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки - 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы). Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и другие. Содержание обучения музыке на уровне начального общего образования. Инвариантные модули: Модуль №1 «Народная музыка России». Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит. Край, в котором ты живёшь. Содержание: музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты. Виды деятельности обучающихся: · разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков; · диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края; 4 вариативно: просмотр видеофильма о культуре родного края; посещение краеведческого музея; посещение этнографического спектакля, концерта. Русский фольклор. Содержание: русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Виды деятельности обучающихся: · разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров; · участие в коллективной традиционной музыкальной игре (по выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и другие); · сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора; · вариативно: ритмическая импровизация, исполнение аккомпанемента на простых ударных (ложки) и духовых (свирель) инструментах к изученным народным песням; Русские народные музыкальные инструменты. Содержание: народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов; · определение на слух тембров инструментов; · классификация на группы духовых, ударных, струнных; · музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; · двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; · слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов; · вариативно: просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах; посещение музыкального или краеведческого музея; освоение простейших навыков игры на свирели, ложках. Сказки, мифы и легенды. Содержание: народные сказители. Русские народные сказания, былины. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с манерой сказывания нараспев; · слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев; · в инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера; · создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям; · вариативно: знакомство с эпосом народов России (по выбору учителя: отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например, якутского Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса); просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний; речитативная импровизация – чтение нараспев фрагмента сказки, былины. Жанры музыкального фольклора. Содержание: фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты. Виды деятельности обучающихся: · 5 различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая; · определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика), состава исполнителей; · определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные); · разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов Российской Федерации; · импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных инструментах); · вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи. Народные праздники. Содержание: обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере одного или нескольких народных праздников (по выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица) и (или) праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах). Виды деятельности обучающихся: · знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации; · разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре (по выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориально близких или, наоборот, далёких регионов Российской Федерации); · вариативно: просмотр фильма (мультфильма), рассказывающего о символике фольклорного праздника; · посещение театра, театрализованного представления; · участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка. Первые артисты, народный театр. Содержание: скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп. Виды деятельности обучающихся: · чтение учебных, справочных текстов по теме; · диалог с учителем; · разучивание, исполнение скоморошин; · вариативно: просмотр фильма (мультфильма), фрагмента музыкального спектакля; творческий проект – театрализованная постановка. Фольклор народов России. Содержание: музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации (по выбору учителя может быть представлена культура 2–3 регионов Российской Федерации. Особое внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации; · определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); · разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах; · 6 вариативно: исполнение на доступных клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи; · творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальному творчеству народов России. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. Содержание: собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества. Виды деятельности обучающихся: · диалог с учителем о значении фольклористики; · чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора; · слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций; · определение приёмов обработки, развития народных мелодий; · разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке; · сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте; · обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения; · вариативно: аналогии с изобразительным искусством – сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи. Модуль №2 «Классическая музыка». Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях. Композитор – исполнитель – слушатель. Содержание: композитор, исполнитель, особенности их деятельности, творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале. Виды деятельности обучающихся: · просмотр видеозаписи концерта; · слушание музыки, рассматривание иллюстраций; · диалог с учителем по теме занятия; · «Я – исполнитель» (игра – имитация исполнительских движений); · игра «Я – композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз); · освоение правил поведения на концерте; · вариативно: «Как на концерте» – выступление учителя или одноклассника, обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения; посещение концерта классической музыки. Композиторы – детям. Содержание: детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Виды деятельности обучающихся: · слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором; · подбор эпитетов, иллюстраций к музыке; · определение жанра; · музыкальная викторина; · 7 вариативно: вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами; разучивание, исполнение песен; сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера. Оркестр. Содержание: оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с оркестром. Виды деятельности обучающихся: · слушание музыки в исполнении оркестра; · просмотр видеозаписи; · диалог с учителем о роли дирижёра; · «Я – дирижёр» – игра-имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки; · разучивание и исполнение песен соответствующей тематики; · вариативно: знакомство с принципом расположения партий в партитуре; работа по группам – сочинение своего варианта ритмической партитуры. Музыкальные инструменты. Фортепиано. Содержание: рояль и пианино, история изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Виды деятельности обучающихся: · знакомство с многообразием красок фортепиано; · слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов; · «Я – пианист» – игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки; · слушание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя; · демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами); · вариативно: посещение концерта фортепианной музыки; разбираем инструмент – наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая подсчёт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей). Музыкальные инструменты. Флейта. Содержание: предки современной флейты, легенда о нимфе Сиринкс, музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра (например, «Шутка» И.С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси). Виды деятельности обучающихся: · знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов; · слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантовинструменталистов; · чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Содержание: певучесть тембров струнных смычковых инструментов, композиторы, сочинявшие скрипичную музыку, знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Виды деятельности обучающихся: · игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки; · музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов; · разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам; · 8 вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нём. Вокальная музыка. Содержание: целовеческий голос – самый совершенный инструмент, бережное отношение к своему голосу, известные певцы, жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Виды деятельности обучающихся: · определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов; · знакомство с жанрами вокальной музыки; · слушание вокальных произведений композиторов-классиков; · освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений; · вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона; · проблемная ситуация: что значит красивое пение; · музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов; · разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков; · вариативно: посещение концерта вокальной музыки; школьный конкурс юных вокалистов. Инструментальная музыка. Содержание: жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки; · слушание произведений композиторов-классиков; · определение комплекса выразительных средств; · описание своего впечатления от восприятия; · музыкальная викторина; · вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; составление словаря музыкальных жанров. Программная музыка. Содержание: программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. Виды деятельности обучающихся: · слушание произведений программной музыки; · обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором; · вариативно: рисование образов программной музыки; сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе. Симфоническая музыка. Содержание: симфонический оркестр, тембры, группы инструментов, симфония, симфоническая картина. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов; · определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра; · слушание фрагментов симфонической музыки; · «дирижирование» оркестром; · музыкальная викторина; · вариативно: посещение концерта симфонической музыки; просмотр фильма об устройстве оркестра. Русские композиторы-классики. · 9 Содержание: творчество выдающихся отечественных композиторов. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии; · слушание музыки; · фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений; · круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); · характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств; · наблюдение за развитием музыки; · определение жанра, формы; · чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера; · вокализация тем инструментальных сочинений; · разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; · вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма. Европейские композиторы-классики. Содержание: творчество выдающихся зарубежных композиторов. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии; · слушание музыки; · фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений; · круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); · характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств; · наблюдение за развитием музыки; · определение жанра, формы; · чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера; · вокализация тем инструментальных сочинений; · разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; · вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма. Мастерство исполнителя. Содержание: творчество выдающихся исполнителей-певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И. Чайковского. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки; · изучение программ, афиш консерватории, филармонии; · сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов; · беседа на тему «Композитор – исполнитель – слушатель»; · вариативно: посещение концерта классической музыки; · создание коллекции записей любимого исполнителя. Модуль №3 «Музыка в жизни человека». Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта обучающихся, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые 10 жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля – воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей. Красота и вдохновение. Содержание: стремление человека к красоте. Особое состояние – вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод. Виды деятельности обучающихся: · диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека; · слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии; · двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку»; · выстраивание хорового унисона – вокального и психологического; · одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого дыхания по руке дирижёра; · разучивание, исполнение красивой песни; · вариативно: разучивание хоровода Музыкальные пейзажи. Содержание: образы природы в музыке, настроение музыкальных пейзажей, чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Виды деятельности обучающихся: · слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы; · подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки; · сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства; · двигательная импровизация, пластическое интонирование; · разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте; · вариативно: рисование «услышанных» пейзажей и (или) абстрактная живопись – передача настроения цветом, точками, линиями; игра-импровизация «Угадай моё настроение». Музыкальные портреты. Содержание: музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Виды деятельности обучающихся: · слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей; · подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки; · сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства; · двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения; · разучивание, харáктерное исполнение песни – портретной зарисовки; · вариативно: рисование, лепка героя музыкального произведения; играимпровизация «Угадай мой характер»; инсценировка – импровизация в жанре кукольного (теневого) театра с помощью кукол, силуэтов. Какой же праздник без музыки? Содержание: музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Виды деятельности обучающихся: · диалог с учителем о значении музыки на празднике; · слушание произведений торжественного, праздничного характера; · «дирижирование» фрагментами произведений; · конкурс на лучшего «дирижёра»; · разучивание и исполнение тематических песен к ближайшему празднику; 11 проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка; вариативно: запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением; групповые творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая труппа». Танцы, игры и веселье. Содержание: музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения. Примеры популярных танцев. Виды деятельности обучающихся: · слушание, исполнение музыки скерцозного характера; · разучивание, исполнение танцевальных движений; · танец-игра; · рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях; · проблемная ситуация: зачем люди танцуют; · ритмическая импровизация в стиле определённого танцевального жанра; Музыка на войне, музыка о войне. Содержание: военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы). Песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы. Виды деятельности обучающихся: · чтение учебных и художественных текстов, посвящённых песням Великой Отечественной войны; · слушание, исполнение песен Великой Отечественной войны, знакомство с историей их сочинения и исполнения; · обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали российскому народу одержать победу в Великой Отечественной войне? Главный музыкальный символ. Содержание: гимн России – главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Виды деятельности обучающихся: · разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации; · знакомство с историей создания, правилами исполнения; · просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов; · чувство гордости, понятия достоинства и чести; · обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами страны; · разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы. Искусство времени. Содержание: музыка – временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития. Виды деятельности обучающихся: · слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного движения; · наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус) при восприятии музыки; · проблемная ситуация: как музыка воздействует на человека; · вариативно: программная ритмическая или инструментальная импровизация «Поезд», «Космический корабль». Модуль №4 «Музыка народов мира». Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» – тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине · · 12 ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость фольклора разных народов. Певец своего народа. Содержание: интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля своей страны. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с творчеством композиторов; · сравнение их сочинений с народной музыкой; · определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала; · вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений; · разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; · вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; · творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам. Музыка стран ближнего зарубежья Содержание: фольклор и музыкальные традиции стран ближнего зарубежья (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Славянские музыкальные традиции. Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и музыканты-исполнители стран ближнего зарубежья. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; · определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); · знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; · определение на слух тембров инструментов; · классификация на группы духовых, ударных, струнных; · музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; · двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; · сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; · разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); · вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; · творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира. Музыка стран дальнего зарубежья Содержание: музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры (по выбору учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие). Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. 13 Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран ЮгоВосточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника. Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; · определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); · знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; · определение на слух тембров инструментов; · классификация на группы духовых, ударных, струнных; · музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; · двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; · сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; · разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); · вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; · творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира. Диалог культур. Содержание: образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и иностранных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов). Виды деятельности обучающихся: · знакомство с творчеством композиторов; · сравнение их сочинений с народной музыкой; · определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала; · вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений; · разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; · вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; · творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам. Модуль №5 «Духовная музыка» Музыкальная культура России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями – музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей. Звучание храма. 14 Содержание: колокола, колокольные звоны (благовест, трезвон и другие), звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Виды деятельности обучающихся: · обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов; · диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, значении колокольного звона; · знакомство с видами колокольных звонов; · слушание музыки русских композиторов с ярко выраженным изобразительным элементом колокольности (по выбору учителя могут звучать фрагменты из музыкальных произведений М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова и другие); · выявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных композитором; · двигательная импровизация – имитация движений звонаря на колокольне; · ритмические и артикуляционные упражнения на основе звонарских приговорок; · вариативно: просмотр документального фильма о колоколах; · сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах композиции (импровизации), имитирующей звучание колоколов. Песни верующих. Содержание: молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Виды деятельности обучающихся: · слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания; · диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах; · знакомство с произведениями светской музыки, в которых воплощены молитвенные интонации, используется хоральный склад звучания; · вариативно: просмотр документального фильма о значении молитвы; · рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений. Инструментальная музыка в церкви. Содержание: орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха. Виды деятельности обучающихся: · чтение учебных и художественных текстов, посвящённых истории создания, устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении; · ответы на вопросы учителя; · слушание органной музыки И.С. Баха; · описание впечатления от восприятия, характеристика музыкальновыразительных средств; · игровая имитация особенностей игры на органе (во время слушания); · звуковое исследование – исполнение (учителем) на синтезаторе знакомых музыкальных произведений тембром органа; · наблюдение за трансформацией музыкального образа; · вариативно: посещение концерта органной музыки; рассматривание иллюстраций, изображений органа; проблемная ситуация – выдвижение гипотез о принципах работы этого музыкального инструмента; просмотр познавательного фильма об органе; литературное, художественное творчество на основе музыкальных впечатлений от восприятия органной музыки. Искусство Русской православной церкви. Содержание: музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и другие). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы. 15 Виды деятельности обучающихся: · разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки; · прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи; · анализ типа мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики; · сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым, Христу, Богородице; · вариативно: посещение храма; поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах. Религиозные праздники. Содержание: праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания (по выбору: на религиозных праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данном регионе Российской Федерации. В рамках православной традиции возможно рассмотрение традиционных праздников с точки зрения, как религиозной символики, так и фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха). Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки русских композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: · слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания; · разучивание (с использованием нотного текста), исполнение доступных вокальных произведений духовной музыки; · вариативно: просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам; посещение концерта духовной музыки; исследовательские проекты, посвящённые музыке религиозных праздников. Модуль №6 «Музыка театра и кино». Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов. Музыкальная сказка на сцене, на экране. Содержание: характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль. Виды деятельности обучающихся: · видеопросмотр музыкальной сказки; · обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев; · игра-викторина «Угадай по голосу»; · разучивание, исполнение отдельных номеров из детской оперы, музыкальной сказки; · вариативно: постановка детской музыкальной сказки, спектакль для родителей; творческий проект «Озвучиваем мультфильм». Театр оперы и балета. Содержание: особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле. Виды деятельности обучающихся: · знакомство со знаменитыми музыкальными театрами; · просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя; · определение особенностей балетного и оперного спектакля; 16 тесты или кроссворды на освоение специальных терминов; танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета; разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни (хора из оперы); · «игра в дирижёра» – двигательная импровизация во время слушания оркестрового фрагмента музыкального спектакля; · вариативно: посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр; виртуальная экскурсия по Большому театру; рисование по мотивам музыкального спектакля, создание афиши. Балет. Хореография – искусство танца. Содержание: сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов (например, балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина). Виды деятельности обучающихся: · просмотр и обсуждение видеозаписей – знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов; · музыкальная викторина на знание балетной музыки; · вариативно: пропевание и исполнение ритмической партитуры – аккомпанемента к фрагменту балетной музыки; посещение балетного спектакля или просмотр фильма-балета; Опера. Главные герои и номера оперного спектакля. Содержание: ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов (по выбору учителя могут быть представлены фрагменты из опер Н.А. Римского-Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М.И. Глинки («Руслан и Людмила»), К.В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: · слушание фрагментов опер; · определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения; · знакомство с тембрами голосов оперных певцов; · освоение терминологии; · звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний; · разучивание, исполнение песни, хора из оперы; · рисование героев, сцен из опер; · вариативно: просмотр фильма-оперы; постановка детской оперы. Сюжет музыкального спектакля. Содержание: либретто, развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля; · рисунок обложки для либретто опер и балетов; · анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон; · наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором; · вокализация, пропевание музыкальных тем, пластическое интонирование оркестровых фрагментов; · музыкальная викторина на знание музыки; · звучащие и терминологические тесты; · · · 17 вариативно: создание любительского видеофильма на основе выбранного либретто; просмотр фильма-оперы или фильма-балета. Оперетта, мюзикл. Содержание: история возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана и другие. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с жанрами оперетты, мюзикла; · слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра; · разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных музыкальных спектаклей; · сравнение разных постановок одного и того же мюзикла; · вариативно: посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или мюзикла; постановка фрагментов, сцен из мюзикла – спектакль для родителей. Кто создаёт музыкальный спектакль? Содержание: профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и другие. Виды деятельности обучающихся: · диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля; · знакомство с миром театральных профессий, творчеством театральных режиссёров, художников; · просмотр фрагментов одного и того же спектакля в разных постановках; · обсуждение различий в оформлении, режиссуре; · создание эскизов костюмов и декораций к одному из изученных музыкальных спектаклей; · вариативно: виртуальный квест по музыкальному театру. Патриотическая и народная тема в театре и кино. Содержание: история создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам (например, опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, опера «Война и мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения). Виды деятельности обучающихся: · чтение учебных и популярных текстов об истории создания патриотических опер, фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку; · диалог с учителем; · просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов; · обсуждение характера героев и событий; · проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка; · разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев; · вариативно: посещение театра (кинотеатра) – просмотр спектакля (фильма) патриотического содержания; участие в концерте, фестивале, конференции патриотической тематики. Модуль №7 «Современная музыкальная культура». Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является выДеление явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа), для · 18 восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому на уровне начального общего образования необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокальнохорового звучания. Современные обработки классической музыки. Содержание: понятие обработки, творчество современных композиторов исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Виды деятельности обучающихся: · различение музыки классической и её современной обработки; · слушание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом; · обсуждение комплекса выразительных средств, наблюдение за изменением характера музыки; · вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного ритмизованного аккомпанемента; Джаз. Содержание: особенности джаза: импровизационность, ритм. Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов (по выбору учителя могут быть представлены примеры творчества всемирно известных джазовых). Виды деятельности обучающихся: · знакомство с творчеством джазовых музыкантов; · узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений; · определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию; · вариативно: разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах; сочинение, импровизация ритмического аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами; составление плейлиста, коллекции записей джазовых музыкантов. Исполнители современной музыки. Содержание: творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи. Виды деятельности обучающихся: · просмотр видеоклипов современных исполнителей; · сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой, духовной, народной музыкой); · вариативно: составление плейлиста, коллекции записей современной музыки для друзей-других обучающихся (для проведения совместного досуга); съёмка собственного видеоклипа на музыку одной из современных популярных композиций. Электронные музыкальные инструменты. Содержание: современные «двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны. Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах. Виды деятельности обучающихся: · слушание музыкальных композиций в исполнении на электронных музыкальных инструментах; 19 сравнение их звучания с акустическими инструментами, обсуждение результатов сравнения; · подбор электронных тембров для создания музыки к фантастическому фильму; · вариативно: посещение музыкального магазина (отдел электронных музыкальных инструментов); просмотр фильма об электронных музыкальных инструментах; создание электронной композиции в компьютерных программах с готовыми семплами (например, Garage Band). Модуль №8 «Музыкальная грамота». Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5–10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом. Весь мир звучит. Содержание: звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Виды деятельности обучающихся: · знакомство со звуками музыкальными и шумовыми; · различение, определение на слух звуков различного качества; · игра – подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации; · артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков. Звукоряд. Содержание: нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с элементами нотной записи; · различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков; · пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до»; · разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда. Интонация. Содержание: выразительные и изобразительные интонации. Виды деятельности обучающихся: · определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и другие) и выразительного (просьба, призыв и другие) характера; · разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций; · слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций. Ритм. Содержание: звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта. Виды деятельности обучающихся: · определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз; · 20 исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов; · игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; · разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; · слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками); Ритмический рисунок. Содержание: длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура. Виды деятельности обучающихся: · определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз; · исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов; · игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; · разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; · слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками); Размер. Содержание: равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Виды деятельности обучающихся: · ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах); · определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4; · исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопкамиакцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами; · слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку; · вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4; вокальная и инструментальная импровизация в заданном размере. Музыкальный язык. Содержание: темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Штрихи (стаккато, легато, акцент). Виды деятельности обучающихся: · знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи; · определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений; · наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов); · исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками; · использование элементов музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях; · вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми · 21 красками; исполнительская интерпретация на основе их изменения. Составление музыкального словаря. Высота звуков. Содержание: регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары). Виды деятельности обучающихся: · освоение понятий «выше-ниже»; · определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров; прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, выДеление знакомых нот, знаков альтерации; · наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра; · вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам; выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре. Мелодия. Содержание: мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок. Виды деятельности обучающихся: · определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками; · исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков; · вариативно: нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива; обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга; исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам. Сопровождение. Содержание: аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Виды деятельности обучающихся: · определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения; · различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения; · показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента; · различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш; · составление наглядной графической схемы; · импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах); · вариативно: исполнение простейшего сопровождения к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах. Песня. Содержание: куплетная форма. Запев, припев. Виды деятельности обучающихся: · знакомство со строением куплетной формы; · составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы; · исполнение песен, написанных в куплетной форме; · различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений; · вариативно: импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне. Лад. Содержание: понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав. 22 Виды деятельности обучающихся: · определение на слух ладового наклонения музыки; · игра «Солнышко – туча»; · наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада; · распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора; · исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской; · вариативно: импровизация, сочинение в заданном ладу; чтение сказок о нотах и музыкальных ладах. Пентатоника. Содержание: пентатоника – пятиступенный лад, распространённый у многих народов. Виды деятельности обучающихся: · слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике Ноты в разных октавах. Содержание: ноты второй и малой октавы. Басовый ключ. Виды деятельности обучающихся: · знакомство с нотной записью во второй и малой октаве; · прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне; · сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах; · определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент; · вариативно: исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам. Дополнительные обозначения в нотах. Содержание: реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги). Виды деятельности обучающихся: · знакомство с дополнительными элементами нотной записи; · исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы. Ритмические рисунки в размере 6/8. Содержание: размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм. Виды деятельности обучающихся: · определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8; · исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов; · игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами; · разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; · слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками); · вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8. Тональность. Гамма. Содержание: тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе). Виды деятельности обучающихся: · определение на слух устойчивых звуков; · игра «устой – неустой»; · пение упражнений – гамм с названием нот, прослеживание по нотам; · освоение понятия «тоника»; 23 упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу»; · вариативно: импровизация в заданной тональности. Интервалы. Содержание: понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Виды деятельности обучающихся: · освоение понятия «интервал»; · анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон); · различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту; · подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов; · разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении; · элементы двухголосия; · вариативно: досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву; сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами. Гармония. Содержание: аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио. Виды деятельности обучающихся: · различение на слух интервалов и аккордов; · различение на слух мажорных и минорных аккордов; · разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движением по звукам аккордов; · вокальные упражнения с элементами трёхголосия; · определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных произведений; · вариативно: сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни. Музыкальная форма. Содержание: контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды. Виды деятельности обучающихся: · знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трёхчастной формы, рондо; · слушание произведений: определение формы их строения на слух; · составление наглядной буквенной или графической схемы; · исполнение песен, написанных в двухчастной или трёхчастной форме; · вариативно: коллективная импровизация в форме рондо, трёхчастной репризной форме; создание художественных композиций (рисунок, аппликация) по законам музыкальной формы. Вариации. Содержание: варьирование как принцип развития. Тема. Вариации. Виды деятельности обучающихся: · слушание произведений, сочинённых в форме вариаций; · наблюдение за развитием, изменением основной темы; · составление наглядной буквенной или графической схемы; · исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций; · вариативно: коллективная импровизация в форме вариаций. · 24 Планируемые результаты освоения программы по музыке на уровне начального общего образования. В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) в области гражданско-патриотического воспитания: · осознание российской гражданской идентичности; · знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; · проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; · уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; · стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики; 2) в области духовно-нравственного воспитания: · признание индивидуальности каждого человека; · проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; · готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности; 3) в области эстетического воспитания: · восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; · умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; · стремление к самовыражению в разных видах искусства; 4) в области научного познания: · первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; · познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; 5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: · знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде и готовность к их выполнению; · бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); · профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии; 6) в области трудового воспитания: · установка на посильное активное участие в практической деятельности; · трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; · интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; · уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 7) в области экологического воспитания: · бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий: 25 сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; · определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы); · находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; · выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; · устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий: · на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; · с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; · сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); · проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие); · формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); · прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий: · выбирать источник получения информации; · согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; · распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; · соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; · анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; · анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; · самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. У обучающегося будут сформированы умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий: 1) невербальная коммуникация: · воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; · 26 выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); · передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; · осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; 2) вербальная коммуникация: · воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; · проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; · признавать возможность существования разных точек зрения; · корректно и аргументированно высказывать своё мнение; · строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; · создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); · подготавливать небольшие публичные выступления; · подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 3) совместная деятельность (сотрудничество): · стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; · переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; · формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; · принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; · ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; · выполнять совместные проектные, творческие задания с использованием предложенных образцов. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных действий: · планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; · выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части универсальных учебных действий: · устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; · корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.). Предметные результаты изучения музыки. Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к · 27 музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке: · с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах; · сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; · осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; · имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности; · с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; · стремятся к расширению своего музыкального кругозора. К концу изучения модуля №1 «Народная музыка России» обучающийся научится: · определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; · определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; · группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; · определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; · различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических; · создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; · исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; · участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. К концу изучения модуля №2 «Классическая музыка» обучающийся научится: · различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; · различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), выделять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; · различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), приводить примеры; · исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; · воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; · характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; · соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. К концу изучения модуля №3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится: 28 исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; · воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); · осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, находить прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей К концу изучения модуля №4 «Музыка народов мира» обучающийся научится: · различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; · определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; · различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); · различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), выделять и называть типичные жанровые признаки. К концу изучения модуля №5 «Духовная музыка» обучающийся научится: · определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; · исполнять доступные образцы духовной музыки; · рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). К концу изучения модуля №6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится: · определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); · различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и другие), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; · различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух; · отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие. К концу изучения модуля №7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится: · различать разнообразные виды и жанры современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; · различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза); · анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкальновыразительными средствами при исполнении; · исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. К концу изучения модуля №8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится: · 29 · · · · · · · · классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другие), объяснять значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значения термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. 30