Музыка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г. Углегорска Сахалинской области

Рассмотрена
на школьном методическом объединении
учителей начальных классов
протокол от «28» августа 2023 г. №1

Утверждена
приказом МБОУ НОШЭР
г. Углегорска
от «31» августа 2023 г. №182 - А

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКА
начального общего образования

Срок реализации 4 года
Составлена на основе примерной основной образовательной программы
для начальной школы образовательной системы «Школа России».
Авторы: Е.Д. Критская, М.: Просвещение, 2023
Составитель: учителя начальных классов

2023

1

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Пояснительная записка.
Программа по музыке разработана с целью оказания методической помощи
учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету.
Программа по музыке позволит учителю:
· реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в ФГОС НОО; определить и структурировать
планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета по годам
обучения в соответствии с ФГОС НОО, а также на основе планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания;
· разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей
конкретного региона, образовательной организации, класса.
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным
способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности
обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного
радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить
основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о
многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека
и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе
наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка
кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства
является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных
инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов
музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и
форм развития музыки.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым
количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных
произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии).
Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание
тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим
людям, которые несёт в себе музыка.
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем
произведения является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения обучающегося опосредованным недирективным путём. Ключевым
моментом при составлении программы по музыке является отбор репертуара, который
должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный
уровень, соответствие системе традиционных российских ценностей.
Одним из наиболее важных направлений программы по музыке является
развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного
восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная
осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий в программе по музыке
принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий
спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству – от
традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым
импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов
музыкального языка, композиционных принципов.

2

Основная цель программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как
части общей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием
музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт
проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей,
порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление,
воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества
и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
· становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательной сферы;
· развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсального языка общения,
художественного отражения многообразия жизни;
· формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к музицированию.
Важнейшие задачи обучения музыке на уровне начального общего
образования:
· формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и
в искусстве;
· формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы
музицирования;
· формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов,
приобщение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям
через собственный внутренний опыт эмоционального переживания;
· развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и
регулятивными
универсальными
учебными
действиями,
развитие
ассоциативного мышления и продуктивного воображения;
· овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования, введение обучающегося в искусство через разнообразие видов
музыкальной деятельности, в том числе: слушание (воспитание грамотного
слушателя), исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); сочинение
(элементы импровизации, композиции, аранжировки); музыкальное движение
(пластическое
интонирование,
танец,
двигательное
моделирование),
исследовательские и творческие проекты;
· изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая
природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального
языка;
· воспитание уважения к культурному наследию России, присвоение
интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры;
· расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной
культуре России, ее регионов, этнических групп, малой родины, а также к
музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения
модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями
(тематическими линиями):
· инвариантные:
- модуль №1 «Народная музыка России»;

3

- модуль №2 «Классическая музыка»;
- модуль №3 «Музыка в жизни человека»
· вариативные:
- модуль №4 «Музыка народов мира»;
- модуль №5 «Духовная музыка»;
- модуль №6 «Музыка театра и кино»;
- модуль №7 «Современная музыкальная культура»;
- модуль №8 «Музыкальная грамота»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный
принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных
часов между блоками.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно
расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных
мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над
исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов,
отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности
в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной
деятельности образовательной организации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки - 135 часов: в 1
классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе –
34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
При разработке рабочей программы по музыке образовательная организация
вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с
организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями
культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие
союзы).
Освоение программы по музыке предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах,
концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных
связях с такими учебными предметами, как «Изобразительное искусство»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и
светской этики», «Иностранный язык» и другие.
Содержание обучения музыке на уровне начального общего образования.
Инвариантные модули:
Модуль №1 «Народная музыка России».
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания
национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку
от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства
и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего
народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и
содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую
очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников.
Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию
народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных
шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.
Край, в котором ты живёшь.
Содержание: музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды,
музыкальные инструменты.
Виды деятельности обучающихся:
· разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности,
песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов-земляков;
· диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края;

4

вариативно: просмотр видеофильма о культуре родного края; посещение
краеведческого музея; посещение этнографического спектакля, концерта.
Русский фольклор.
Содержание: русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский
фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Виды деятельности обучающихся:
· разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров;
· участие в коллективной традиционной музыкальной игре (по выбору учителя
могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и
другие);
· сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового
детского фольклора;
· вариативно: ритмическая импровизация, исполнение аккомпанемента на простых
ударных (ложки) и духовых (свирель) инструментах к изученным народным
песням;
Русские народные музыкальные инструменты.
Содержание: народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель,
гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских
народных инструментов;
· определение на слух тембров инструментов;
· классификация на группы духовых, ударных, струнных;
· музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;
· двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных
инструментах;
· слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых
присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных
инструментов;
· вариативно: просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах;
посещение музыкального или краеведческого музея; освоение простейших
навыков игры на свирели, ложках.
Сказки, мифы и легенды.
Содержание: народные сказители. Русские народные сказания, былины.
Сказки и легенды о музыке и музыкантах.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с манерой сказывания нараспев;
· слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев;
· в инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций
речитативного характера;
· создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным
произведениям;
· вариативно: знакомство с эпосом народов России (по выбору учителя: отдельные
сказания или примеры из эпоса народов России, например, якутского Олонхо,
карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса); просмотр
фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний; речитативная
импровизация – чтение нараспев фрагмента сказки, былины.
Жанры музыкального фольклора.
Содержание: фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические,
трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные
инструменты.
Виды деятельности обучающихся:
·

5

различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров:
колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая;
· определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп,
ритм, мелодия, динамика), состава исполнителей;
· определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп
(духовые, ударные, струнные);
· разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных
народов Российской Федерации;
· импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими
жестами, на ударных инструментах);
· вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (свирель)
мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.
Народные праздники.
Содержание: обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере
одного или нескольких народных праздников (по выбору учителя внимание
обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных
праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица) и (или) праздниках других
народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах).
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и
сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации;
· разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной
традиционной игре (по выбору учителя могут быть освоены традиционные игры
территориально близких или, наоборот, далёких регионов Российской
Федерации);
· вариативно: просмотр фильма (мультфильма), рассказывающего о символике
фольклорного праздника;
· посещение театра, театрализованного представления;
· участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка.
Первые артисты, народный театр.
Содержание: скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Виды деятельности обучающихся:
· чтение учебных, справочных текстов по теме;
· диалог с учителем;
· разучивание, исполнение скоморошин;
· вариативно: просмотр фильма (мультфильма), фрагмента музыкального
спектакля; творческий проект – театрализованная постановка.
Фольклор народов России.
Содержание: музыкальные традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации (по выбору учителя может быть представлена
культура 2–3 регионов Российской Федерации. Особое внимание следует уделить как
наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным явлениям,
например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган,
пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации,
музыкальные инструменты, музыканты-исполнители.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей
Российской Федерации;
· определение характерных черт, характеристика типичных элементов
музыкального языка (ритм, лад, интонации);
· разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на
ударных инструментах;
·

6

вариативно: исполнение на доступных клавишных или духовых инструментах
(свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи;
· творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые
музыкальному творчеству народов России.
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов.
Содержание: собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке
композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского
творчества.
Виды деятельности обучающихся:
· диалог с учителем о значении фольклористики;
· чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора;
· слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и
интонаций;
· определение приёмов обработки, развития народных мелодий;
· разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке;
· сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском
варианте;
· обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения;
· вариативно: аналогии с изобразительным искусством – сравнение фотографий
подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись)
с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих
в соответствующих техниках росписи.
Модуль №2 «Классическая музыка».
Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой
музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры.
Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют
раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в
звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный
вкус на подлинно художественных произведениях.
Композитор – исполнитель – слушатель.
Содержание: композитор, исполнитель, особенности их деятельности,
творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила поведения в
концертном зале.
Виды деятельности обучающихся:
· просмотр видеозаписи концерта;
· слушание музыки, рассматривание иллюстраций;
· диалог с учителем по теме занятия;
· «Я – исполнитель» (игра – имитация исполнительских движений);
· игра «Я – композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз);
· освоение правил поведения на концерте;
· вариативно: «Как на концерте» – выступление учителя или одноклассника,
обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального
произведения; посещение концерта классической музыки.
Композиторы – детям.
Содержание: детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б.
Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Виды деятельности обучающихся:
· слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных
средств, использованных композитором;
· подбор эпитетов, иллюстраций к музыке;
· определение жанра;
· музыкальная викторина;
·

7

вариативно: вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со
словами;
разучивание,
исполнение
песен;
сочинение
ритмических
аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых
инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера.
Оркестр.
Содержание: оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура,
репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Виды деятельности обучающихся:
· слушание музыки в исполнении оркестра;
· просмотр видеозаписи;
· диалог с учителем о роли дирижёра;
· «Я – дирижёр» – игра-имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки;
· разучивание и исполнение песен соответствующей тематики;
· вариативно: знакомство с принципом расположения партий в партитуре; работа
по группам – сочинение своего варианта ритмической партитуры.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Содержание: рояль и пианино, история изобретения фортепиано, «секрет»
названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано
(клавесин, синтезатор).
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с многообразием красок фортепиано;
· слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов;
· «Я – пианист» – игра-имитация исполнительских движений во время звучания
музыки;
· слушание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя;
· демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы
тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами);
· вариативно: посещение концерта фортепианной музыки; разбираем инструмент
– наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино;
«Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая подсчёт
параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей).
Музыкальные инструменты. Флейта.
Содержание: предки современной флейты, легенда о нимфе Сиринкс, музыка
для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра (например,
«Шутка» И.С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс»
К. Дебюсси).
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических
музыкальных инструментов;
· слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантовинструменталистов;
· чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных
инструментах, истории их появления.
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Содержание: певучесть тембров струнных смычковых инструментов,
композиторы, сочинявшие скрипичную музыку, знаменитые исполнители, мастера,
изготавливавшие инструменты.
Виды деятельности обучающихся:
· игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки;
· музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов,
определения тембров звучащих инструментов;
· разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам;
·

8

вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; «Паспорт
инструмента» – исследовательская работа, предполагающая описание внешнего
вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нём.
Вокальная музыка.
Содержание: целовеческий голос – самый совершенный инструмент, бережное
отношение к своему голосу, известные певцы, жанры вокальной музыки: песни,
вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Виды деятельности обучающихся:
· определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские),
тембров голосов профессиональных вокалистов;
· знакомство с жанрами вокальной музыки;
· слушание вокальных произведений композиторов-классиков;
· освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений;
· вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона;
· проблемная ситуация: что значит красивое пение;
· музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их
авторов;
· разучивание, исполнение вокальных произведений композиторов-классиков;
· вариативно: посещение концерта вокальной музыки; школьный конкурс юных
вокалистов.
Инструментальная музыка.
Содержание: жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса.
Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки;
· слушание произведений композиторов-классиков;
· определение комплекса выразительных средств;
· описание своего впечатления от восприятия;
· музыкальная викторина;
· вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; составление словаря
музыкальных жанров.
Программная музыка.
Содержание: программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.
Виды деятельности обучающихся:
· слушание произведений программной музыки;
· обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных
композитором;
· вариативно: рисование образов программной музыки; сочинение небольших
миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной
программе.
Симфоническая музыка.
Содержание: симфонический оркестр, тембры, группы инструментов,
симфония, симфоническая картина.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов;
· определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра;
· слушание фрагментов симфонической музыки;
· «дирижирование» оркестром;
· музыкальная викторина;
· вариативно: посещение концерта симфонической музыки; просмотр фильма об
устройстве оркестра.
Русские композиторы-классики.
·

9

Содержание: творчество выдающихся отечественных композиторов.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из
их биографии;
· слушание музыки;
· фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений;
· круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории);
· характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств;
· наблюдение за развитием музыки;
· определение жанра, формы;
· чтение учебных текстов и художественной литературы биографического
характера;
· вокализация тем инструментальных сочинений;
· разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;
· вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма.
Европейские композиторы-классики.
Содержание: творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из
их биографии;
· слушание музыки;
· фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений;
· круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории);
· характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств;
· наблюдение за развитием музыки;
· определение жанра, формы;
· чтение учебных текстов и художественной литературы биографического
характера;
· вокализация тем инструментальных сочинений;
· разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;
· вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма.
Мастерство исполнителя.
Содержание:
творчество
выдающихся
исполнителей-певцов,
инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И.
Чайковского.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки;
· изучение программ, афиш консерватории, филармонии;
· сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в
исполнении разных музыкантов;
· беседа на тему «Композитор – исполнитель – слушатель»;
· вариативно: посещение концерта классической музыки;
· создание коллекции записей любимого исполнителя.
Модуль №3 «Музыка в жизни человека».
Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного
исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и
внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся, расширение спектра переживаемых
чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к
сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в
непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный
комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые

10

жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача
модуля – воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических
потребностей.
Красота и вдохновение.
Содержание: стремление человека к красоте. Особое состояние – вдохновение.
Музыка – возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой.
Музыкальное единство людей – хор, хоровод.
Виды деятельности обучающихся:
· диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека;
· слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии;
· двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы
распускаются под музыку»;
· выстраивание хорового унисона – вокального и психологического;
· одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого дыхания по руке
дирижёра;
· разучивание, исполнение красивой песни;
· вариативно: разучивание хоровода
Музыкальные пейзажи.
Содержание: образы природы в музыке, настроение музыкальных пейзажей,
чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких чувств,
тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами.
Виды деятельности обучающихся:
· слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы;
· подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки;
· сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства;
· двигательная импровизация, пластическое интонирование;
· разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте;
· вариативно: рисование «услышанных» пейзажей и (или) абстрактная живопись –
передача настроения цветом, точками, линиями; игра-импровизация «Угадай моё
настроение».
Музыкальные портреты.
Содержание: музыка, передающая образ человека, его походку, движения,
характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.
Виды деятельности обучающихся:
· слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки,
посвящённой образам людей, сказочных персонажей;
· подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки;
· сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства;
· двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения;
· разучивание, харáктерное исполнение песни – портретной зарисовки;
· вариативно: рисование, лепка героя музыкального произведения; играимпровизация «Угадай мой характер»; инсценировка – импровизация в жанре
кукольного (теневого) театра с помощью кукол, силуэтов.
Какой же праздник без музыки?
Содержание: музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на
уличном шествии, спортивном празднике.
Виды деятельности обучающихся:
· диалог с учителем о значении музыки на празднике;
· слушание произведений торжественного, праздничного характера;
· «дирижирование» фрагментами произведений;
· конкурс на лучшего «дирижёра»;
· разучивание и исполнение тематических песен к ближайшему празднику;

11

проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка;
вариативно: запись видеооткрытки с музыкальным поздравлением; групповые
творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая труппа».
Танцы, игры и веселье.
Содержание: музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения.
Примеры популярных танцев.
Виды деятельности обучающихся:
· слушание, исполнение музыки скерцозного характера;
· разучивание, исполнение танцевальных движений;
· танец-игра;
· рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в
танцевальных композициях и импровизациях;
· проблемная ситуация: зачем люди танцуют;
· ритмическая импровизация в стиле определённого танцевального жанра;
Музыка на войне, музыка о войне.
Содержание: военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши,
интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого
барабана, трубы). Песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы.
Виды деятельности обучающихся:
· чтение учебных и художественных текстов, посвящённых песням Великой
Отечественной войны;
· слушание, исполнение песен Великой Отечественной войны, знакомство с
историей их сочинения и исполнения;
· обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой
Победы, почему? Как музыка, песни помогали российскому народу одержать
победу в Великой Отечественной войне?
Главный музыкальный символ.
Содержание: гимн России – главный музыкальный символ нашей страны.
Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.
Виды деятельности обучающихся:
· разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации;
· знакомство с историей создания, правилами исполнения;
· просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов;
· чувство гордости, понятия достоинства и чести;
· обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами
страны;
· разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы.
Искусство времени.
Содержание: музыка – временное искусство. Погружение в поток
музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития.
Виды деятельности обучающихся:
· слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ
непрерывного движения;
· наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус)
при восприятии музыки;
· проблемная ситуация: как музыка воздействует на человека;
· вариативно: программная ритмическая или инструментальная импровизация
«Поезд», «Космический корабль».
Модуль №4 «Музыка народов мира».
Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная
музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет
непереходимых границ» – тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине
·
·

12

ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость
фольклора разных народов.
Певец своего народа.
Содержание: интонации народной музыки в творчестве зарубежных
композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля своей
страны.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с творчеством композиторов;
· сравнение их сочинений с народной музыкой;
· определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала;
· вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений;
· разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;
· вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах
композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи;
· творческие,
исследовательские
проекты,
посвящённые
выдающимся
композиторам.
Музыка стран ближнего зарубежья
Содержание: фольклор и музыкальные традиции стран ближнего зарубежья
(песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные традиции и
праздники, народные инструменты и жанры. Славянские музыкальные традиции.
Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и музыканты-исполнители стран
ближнего зарубежья. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими
республиками.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран;
· определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм,
лад, интонации);
· знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных
инструментов;
· определение на слух тембров инструментов;
· классификация на группы духовых, ударных, струнных;
· музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;
· двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных
инструментах;
· сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с
фольклорными элементами народов России;
· разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических
аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных
инструментах);
· вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных
мелодий, прослеживание их по нотной записи;
· творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые
музыкальной культуре народов мира.
Музыка стран дальнего зарубежья
Содержание: музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор
европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка
Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты,
латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры (по выбору учителя
могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча,
сальса, босса-нова и другие).
Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки.
13

Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран ЮгоВосточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты.
Пентатоника.
Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные
инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран
региона.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран;
· определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм,
лад, интонации);
· знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных
инструментов;
· определение на слух тембров инструментов;
· классификация на группы духовых, ударных, струнных;
· музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов;
· двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных
инструментах;
· сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с
фольклорными элементами народов России;
· разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических
аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных
инструментах);
· вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных
мелодий, прослеживание их по нотной записи;
· творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые
музыкальной культуре народов мира.
Диалог культур.
Содержание: образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке
отечественных и иностранных композиторов (в том числе образы других культур в
музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве
зарубежных композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с творчеством композиторов;
· сравнение их сочинений с народной музыкой;
· определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала;
· вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений;
· разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений;
· вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах
композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи;
· творческие,
исследовательские
проекты,
посвящённые
выдающимся
композиторам.
Модуль №5 «Духовная музыка»
Музыкальная культура России на протяжении нескольких столетий была
представлена тремя главными направлениями – музыкой народной, духовной и
светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры
музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет
в рамках календарно-тематического планирования представить обучающимся
максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство
с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках
изучения других модулей.
Звучание храма.
14

Содержание: колокола, колокольные звоны (благовест, трезвон и другие),
звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов.
Виды деятельности обучающихся:
· обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов;
· диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, значении колокольного
звона;
· знакомство с видами колокольных звонов;
· слушание музыки русских композиторов с ярко выраженным изобразительным
элементом колокольности (по выбору учителя могут звучать фрагменты из
музыкальных произведений М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, М.И. Глинки,
С.В. Рахманинова и другие);
· выявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных
композитором;
· двигательная импровизация – имитация движений звонаря на колокольне;
· ритмические и артикуляционные упражнения на основе звонарских приговорок;
· вариативно: просмотр документального фильма о колоколах;
· сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах
композиции (импровизации), имитирующей звучание колоколов.
Песни верующих.
Содержание: молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной
музыки в творчестве композиторов-классиков.
Виды деятельности обучающихся:
· слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного
содержания;
· диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных
средствах;
· знакомство с произведениями светской музыки, в которых воплощены
молитвенные интонации, используется хоральный склад звучания;
· вариативно: просмотр документального фильма о значении молитвы;
· рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.
Инструментальная музыка в церкви.
Содержание: орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха.
Виды деятельности обучающихся:
· чтение учебных и художественных текстов, посвящённых истории создания,
устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении;
· ответы на вопросы учителя;
· слушание органной музыки И.С. Баха;
· описание впечатления от восприятия, характеристика музыкальновыразительных средств;
· игровая имитация особенностей игры на органе (во время слушания);
· звуковое исследование – исполнение (учителем) на синтезаторе знакомых
музыкальных произведений тембром органа;
· наблюдение за трансформацией музыкального образа;
· вариативно: посещение концерта органной музыки; рассматривание
иллюстраций, изображений органа; проблемная ситуация – выдвижение гипотез
о принципах работы этого музыкального инструмента; просмотр познавательного
фильма об органе; литературное, художественное творчество на основе
музыкальных впечатлений от восприятия органной музыки.
Искусство Русской православной церкви.
Содержание: музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры
(тропарь, стихира, величание и другие). Музыка и живопись, посвящённые святым.
Образы Христа, Богородицы.

15

Виды деятельности обучающихся:
· разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики,
сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки;
· прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи;
· анализ типа мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики;
· сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым, Христу,
Богородице;
· вариативно: посещение храма; поиск в Интернете информации о Крещении Руси,
святых, об иконах.
Религиозные праздники.
Содержание: праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка
религиозного содержания (по выбору: на религиозных праздниках той конфессии,
которая наиболее почитаема в данном регионе Российской Федерации. В рамках
православной традиции возможно рассмотрение традиционных праздников с точки
зрения, как религиозной символики, так и фольклорных традиций (например:
Рождество, Троица, Пасха). Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической
музыки русских композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и
других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
· слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение
характера музыки, её религиозного содержания;
· разучивание (с использованием нотного текста), исполнение доступных
вокальных произведений духовной музыки;
· вариативно: просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам;
посещение концерта духовной музыки; исследовательские проекты,
посвящённые музыке религиозных праздников.
Модуль №6 «Музыка театра и кино».
Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая
музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная
музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты). Для
данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и
внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами
обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.
Музыкальная сказка на сцене, на экране.
Содержание: характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса.
Соло. Хор, ансамбль.
Виды деятельности обучающихся:
· видеопросмотр музыкальной сказки;
· обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета,
характеры героев;
· игра-викторина «Угадай по голосу»;
· разучивание, исполнение отдельных номеров из детской оперы, музыкальной
сказки;
· вариативно: постановка детской музыкальной сказки, спектакль для родителей;
творческий проект «Озвучиваем мультфильм».
Театр оперы и балета.
Содержание: особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты,
хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство со знаменитыми музыкальными театрами;
· просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя;
· определение особенностей балетного и оперного спектакля;

16

тесты или кроссворды на освоение специальных терминов;
танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета;
разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни (хора из
оперы);
· «игра в дирижёра» – двигательная импровизация во время слушания оркестрового
фрагмента музыкального спектакля;
· вариативно: посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр;
виртуальная экскурсия по Большому театру; рисование по мотивам музыкального
спектакля, создание афиши.
Балет. Хореография – искусство танца.
Содержание: сольные номера и массовые сцены балетного спектакля.
Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов (например,
балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К.
Щедрина).
Виды деятельности обучающихся:
· просмотр и обсуждение видеозаписей – знакомство с несколькими яркими
сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов;
· музыкальная викторина на знание балетной музыки;
· вариативно: пропевание и исполнение ритмической партитуры – аккомпанемента
к фрагменту балетной музыки; посещение балетного спектакля или просмотр
фильма-балета;
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля.
Содержание: ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные
номера из опер русских и зарубежных композиторов (по выбору учителя могут быть
представлены фрагменты из опер Н.А. Римского-Корсакова («Садко», «Сказка о царе
Салтане», «Снегурочка»), М.И. Глинки («Руслан и Людмила»), К.В. Глюка («Орфей
и Эвридика»), Дж. Верди и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
· слушание фрагментов опер;
· определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств
оркестрового сопровождения;
· знакомство с тембрами голосов оперных певцов;
· освоение терминологии;
· звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний;
· разучивание, исполнение песни, хора из оперы;
· рисование героев, сцен из опер;
· вариативно: просмотр фильма-оперы; постановка детской оперы.
Сюжет музыкального спектакля.
Содержание: либретто, развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия
и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля;
· рисунок обложки для либретто опер и балетов;
· анализ выразительных средств, создающих образы главных героев,
противоборствующих сторон;
· наблюдение
за
музыкальным
развитием,
характеристика
приёмов,
использованных композитором;
· вокализация, пропевание музыкальных тем, пластическое интонирование
оркестровых фрагментов;
· музыкальная викторина на знание музыки;
· звучащие и терминологические тесты;
·
·
·

17

вариативно: создание любительского видеофильма на основе выбранного
либретто; просмотр фильма-оперы или фильма-балета.
Оперетта, мюзикл.
Содержание: история возникновения и особенности жанра. Отдельные номера
из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана и другие.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с жанрами оперетты, мюзикла;
· слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра;
· разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных музыкальных
спектаклей;
· сравнение разных постановок одного и того же мюзикла;
· вариативно: посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или
мюзикла; постановка фрагментов, сцен из мюзикла – спектакль для родителей.
Кто создаёт музыкальный спектакль?
Содержание: профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные
певцы, балерины и танцовщики, художники и другие.
Виды деятельности обучающихся:
· диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля;
· знакомство с миром театральных профессий, творчеством театральных
режиссёров, художников;
· просмотр фрагментов одного и того же спектакля в разных постановках;
· обсуждение различий в оформлении, режиссуре;
· создание эскизов костюмов и декораций к одному из изученных музыкальных
спектаклей;
· вариативно: виртуальный квест по музыкальному театру.
Патриотическая и народная тема в театре и кино.
Содержание: история создания, значение музыкально-сценических и экранных
произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству.
Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам (например, опера
«Иван Сусанин» М.И. Глинки, опера «Война и мир», музыка к кинофильму
«Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие
произведения).
Виды деятельности обучающихся:
· чтение учебных и популярных текстов об истории создания патриотических опер,
фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку;
· диалог с учителем;
· просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов;
· обсуждение характера героев и событий;
· проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка;
· разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях
и подвигах героев;
· вариативно: посещение театра (кинотеатра) – просмотр спектакля (фильма)
патриотического содержания; участие в концерте, фестивале, конференции
патриотической тематики.
Модуль №7 «Современная музыкальная культура».
Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная,
духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно
выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в
данном случае является выДеление явлений, персоналий и произведений,
действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет
как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг
явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа), для
·

18

восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт.
Поэтому на уровне начального общего образования необходимо заложить основы для
последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле
тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является
разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных
современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между
современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии
отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокальнохорового звучания.
Современные обработки классической музыки.
Содержание: понятие обработки, творчество современных композиторов
исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем
музыканты делают обработки классики?
Виды деятельности обучающихся:
· различение музыки классической и её современной обработки;
· слушание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом;
· обсуждение комплекса выразительных средств, наблюдение за изменением
характера музыки;
· вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного
ритмизованного аккомпанемента;
Джаз.
Содержание: особенности джаза: импровизационность, ритм. Музыкальные
инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов
(по выбору учителя могут быть представлены примеры творчества всемирно
известных джазовых).
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с творчеством джазовых музыкантов;
· узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других
музыкальных стилей и направлений;
· определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих
джазовую композицию;
· вариативно: разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах; сочинение,
импровизация ритмического аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами;
составление плейлиста, коллекции записей джазовых музыкантов.
Исполнители современной музыки.
Содержание: творчество одного или нескольких исполнителей современной
музыки, популярных у молодёжи.
Виды деятельности обучающихся:
· просмотр видеоклипов современных исполнителей;
· сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой,
духовной, народной музыкой);
· вариативно: составление плейлиста, коллекции записей современной музыки для
друзей-других обучающихся (для проведения совместного досуга); съёмка
собственного видеоклипа на музыку одной из современных популярных
композиций.
Электронные музыкальные инструменты.
Содержание: современные «двойники» классических музыкальных
инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны. Виртуальные
музыкальные инструменты в компьютерных программах.
Виды деятельности обучающихся:
· слушание музыкальных композиций в исполнении на электронных музыкальных
инструментах;

19

сравнение их звучания с акустическими инструментами, обсуждение результатов
сравнения;
· подбор электронных тембров для создания музыки к фантастическому фильму;
· вариативно: посещение музыкального магазина (отдел электронных
музыкальных инструментов); просмотр фильма об электронных музыкальных
инструментах; создание электронной композиции в компьютерных программах с
готовыми семплами (например, Garage Band).
Модуль №8 «Музыкальная грамота».
Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от
других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда
подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого
репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение
ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно
по арочному принципу либо на регулярной основе по 5–10 минут на каждом уроке.
Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности,
а используются в качестве актуального знания, практического багажа при
организации работы над следующим музыкальным материалом.
Весь мир звучит.
Содержание: звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота,
громкость, длительность, тембр.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство со звуками музыкальными и шумовыми;
· различение, определение на слух звуков различного качества;
· игра – подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых
музыкальных инструментов, вокальной импровизации;
· артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с
использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков.
Звукоряд.
Содержание: нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с элементами нотной записи;
· различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других
последовательностей звуков;
· пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до»;
· разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на
элементах звукоряда.
Интонация.
Содержание: выразительные и изобразительные интонации.
Виды деятельности обучающихся:
· определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций
изобразительного (ку-ку, тик-так и другие) и выразительного (просьба, призыв и
другие) характера;
· разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и
инструментальные импровизации на основе данных интонаций;
· слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры
изобразительных интонаций.
Ритм.
Содержание: звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности),
такт, тактовая черта.
Виды деятельности обучающихся:
· определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков,
состоящих из различных длительностей и пауз;
·

20

исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки,
притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов;
· игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам,
проговаривание с использованием ритмослогов;
· разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;
· слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим
рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);
Ритмический рисунок.
Содержание: длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы.
Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.
Виды деятельности обучающихся:
· определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков,
состоящих из различных длительностей и пауз;
· исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки,
притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов;
· игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам,
проговаривание с использованием ритмослогов;
· разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;
· слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим
рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);
Размер.
Содержание: равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4,
3/4, 4/4.
Виды деятельности обучающихся:
· ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в
размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах);
· определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4;
· исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопкамиакцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами;
· слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным
размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку;
· вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок,
мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4; вокальная и инструментальная импровизация в
заданном размере.
Музыкальный язык.
Содержание: темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо).
Штрихи (стаккато, легато, акцент).
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их
обозначением в нотной записи;
· определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных
произведений;
· наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов
музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа,
динамики, штрихов);
· исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными
динамическими, темповыми, штриховыми красками;
· использование элементов музыкального языка для создания определённого
образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях;
· вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок,
мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми
·

21

красками; исполнительская интерпретация на основе их изменения. Составление
музыкального словаря.
Высота звуков.
Содержание: регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на
клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары).
Виды деятельности обучающихся:
· освоение понятий «выше-ниже»;
· определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров;
прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых
песен, выДеление знакомых нот, знаков альтерации;
· наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра;
· вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок,
кратких мелодий по нотам; выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре.
Мелодия.
Содержание: мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение
мелодии, скачки. Мелодический рисунок.
Виды деятельности обучающихся:
· определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с
поступенным, плавным движением, скачками, остановками;
· исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных
инструментах) различных мелодических рисунков;
· вариативно: нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива;
обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз,
похожих друг на друга; исполнение на духовых, клавишных инструментах или
виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.
Сопровождение.
Содержание: аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Виды деятельности обучающихся:
· определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и
сопровождения;
· различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного
голоса и сопровождения;
· показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента;
· различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение,
проигрыш;
· составление наглядной графической схемы;
· импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими
жестами или на ударных инструментах);
· вариативно: исполнение простейшего сопровождения к знакомой мелодии на
клавишных или духовых инструментах.
Песня.
Содержание: куплетная форма. Запев, припев.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство со строением куплетной формы;
· составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы;
· исполнение песен, написанных в куплетной форме;
· различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных
произведений;
· вариативно: импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне.
Лад.
Содержание: понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска
звучания. Ступеневый состав.

22

Виды деятельности обучающихся:
· определение на слух ладового наклонения музыки;
· игра «Солнышко – туча»;
· наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада;
· распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и
минора;
· исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской;
· вариативно: импровизация, сочинение в заданном ладу; чтение сказок о нотах и
музыкальных ладах.
Пентатоника.
Содержание: пентатоника – пятиступенный лад, распространённый у многих
народов.
Виды деятельности обучающихся:
· слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в
пентатонике
Ноты в разных октавах.
Содержание: ноты второй и малой октавы. Басовый ключ.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с нотной записью во второй и малой октаве;
· прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне;
· сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах;
· определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент;
· вариативно: исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной
клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам.
Дополнительные обозначения в нотах.
Содержание: реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги).
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство с дополнительными элементами нотной записи;
· исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы.
Ритмические рисунки в размере 6/8.
Содержание: размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм.
Виды деятельности обучающихся:
· определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в
размере 6/8;
· исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки,
притопы) и (или) ударных инструментов;
· игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам,
проговаривание ритмослогами;
· разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры;
· слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим
рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками);
· вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок,
мелодий и аккомпанементов в размере 6/8.
Тональность. Гамма.
Содержание: тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные
тональности (до 2–3 знаков при ключе).
Виды деятельности обучающихся:
· определение на слух устойчивых звуков;
· игра «устой – неустой»;
· пение упражнений – гамм с названием нот, прослеживание по нотам;
· освоение понятия «тоника»;
23

упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи
музыкальную фразу»;
· вариативно: импровизация в заданной тональности.
Интервалы.
Содержание: понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы:
терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима.
Виды деятельности обучающихся:
· освоение понятия «интервал»;
· анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон);
· различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух
голосов в октаву, терцию, сексту;
· подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов;
· разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной
интерваликой в мелодическом движении;
· элементы двухголосия;
· вариативно: досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего
основной голос в терцию, октаву; сочинение аккомпанемента на основе движения
квинтами, октавами.
Гармония.
Содержание: аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры.
Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио.
Виды деятельности обучающихся:
· различение на слух интервалов и аккордов;
· различение на слух мажорных и минорных аккордов;
· разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движением по звукам
аккордов;
· вокальные упражнения с элементами трёхголосия;
· определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен,
прослушанных инструментальных произведений;
· вариативно: сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни.
Музыкальная форма.
Содержание: контраст и повтор как принципы строения музыкального
произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо:
рефрен и эпизоды.
Виды деятельности обучающихся:
· знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и
трёхчастной формы, рондо;
· слушание произведений: определение формы их строения на слух;
· составление наглядной буквенной или графической схемы;
· исполнение песен, написанных в двухчастной или трёхчастной форме;
· вариативно: коллективная импровизация в форме рондо, трёхчастной репризной
форме; создание художественных композиций (рисунок, аппликация) по законам
музыкальной формы.
Вариации.
Содержание: варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Виды деятельности обучающихся:
· слушание произведений, сочинённых в форме вариаций;
· наблюдение за развитием, изменением основной темы;
· составление наглядной буквенной или графической схемы;
· исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций;
· вариативно: коллективная импровизация в форме вариаций.
·

24

Планируемые результаты освоения программы по музыке на уровне
начального общего образования.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) в области гражданско-патриотического воспитания:
· осознание российской гражданской идентичности;
· знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных
символов и традиций республик Российской Федерации;
· проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;
· уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
· стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики;
2) в области духовно-нравственного воспитания:
· признание индивидуальности каждого человека;
· проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
· готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности;
3) в области эстетического воспитания:
· восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и
творчеству своего и других народов;
· умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
· стремление к самовыражению в разных видах искусства;
4) в области научного познания:
· первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и
научной картины мира;
· познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании;
5) в области физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
· знание правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде и готовность к их выполнению;
· бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным
в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция,
музыкальный слух, голос);
· профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии;
6) в области трудового воспитания:
· установка на посильное активное участие в практической деятельности;
· трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
· интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
· уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7) в области экологического воспитания:
· бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные
действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные
регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
25

сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры,
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального
звучания по определённому признаку;
· определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального
языка, произведения, исполнительские составы);
· находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным
материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
· выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
· устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального
восприятия и исполнения, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
· на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным
и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении
собственных музыкально-исполнительских навыков;
· с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной
деятельности, ситуации совместного музицирования;
· сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи,
выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
· проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными
объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие);
· формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного
моделирования,
звукового
эксперимента,
классификации,
сравнения,
исследования);
· прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции
культурных явлений в различных условиях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как
часть универсальных познавательных учебных действий:
· выбирать источник получения информации;
· согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
· распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
· соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации
в Интернете;
· анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
· анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному
учителем алгоритму;
· самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
У обучающегося будут сформированы умения как часть универсальных
коммуникативных учебных действий:
1) невербальная коммуникация:
· воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
·

26

выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в
коллективе);
· передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому
произведению;
· осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
2) вербальная коммуникация:
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
· проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
· признавать возможность существования разных точек зрения;
· корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
· подготавливать небольшие публичные выступления;
· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
3) совместная деятельность (сотрудничество):
· стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях
совместного восприятия, исполнения музыки;
· переключаться между различными формами коллективной, групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
· формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
· принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
· ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат;
· выполнять совместные проектные, творческие задания с использованием
предложенных образцов.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
универсальных регулятивных учебных действий:
· планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
· выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части
универсальных учебных действий:
· устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
· корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).
Предметные результаты изучения музыки.
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
·

27

музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным
искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу
своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:
· с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку,
знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на
доступных музыкальных инструментах;
· сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
· осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут
назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им
нравятся, аргументировать свой выбор;
· имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности;
· с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
· стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
К концу изучения модуля №1 «Народная музыка России» обучающийся
научится:
· определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений
к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов
России;
· определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
· группировать
народные
музыкальные
инструменты
по
принципу
звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
· определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к
композиторскому или народному творчеству;
· различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и
коллективов – народных и академических;
· создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении
народной песни;
· исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без
сопровождения;
· участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной,
танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
К концу изучения модуля №2 «Классическая музыка» обучающийся научится:
· различать на слух произведения классической музыки, называть автора и
произведение, исполнительский состав;
· различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш),
выделять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в
сочинениях композиторов-классиков;
· различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные), приводить примеры;
· исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
композиторов-классиков;
· воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать
эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, кратко описать свои
впечатления от музыкального восприятия;
· характеризовать выразительные средства, использованные композитором для
создания музыкального образа;
· соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы
на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
К концу изучения модуля №3 «Музыка в жизни человека» обучающийся
научится:
28

исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы,
исполнять песни, посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной
войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие
разнообразные эмоции, чувства и настроения;
· воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни,
различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и
маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
· осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, находить
прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и
удовлетворению эстетических потребностей
К концу изучения модуля №4 «Музыка народов мира» обучающийся научится:
· различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки
других стран;
· определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
· различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов
мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных
культурно-национальных традиций и жанров);
· различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные,
танцевальные), выделять и называть типичные жанровые признаки.
К концу изучения модуля №5 «Духовная музыка» обучающийся научится:
· определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки,
характеризовать её жизненное предназначение;
· исполнять доступные образцы духовной музыки;
· рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки
Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно
региональной религиозной традиции).
К концу изучения модуля №6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится:
· определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера,
балет, оперетта, мюзикл);
· различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и
другие), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения
(фрагменты) и их авторов;
· различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры
человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух;
· отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их
роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист,
режиссёр, хореограф, певец, художник и другие.
К концу изучения модуля №7 «Современная музыкальная культура»
обучающийся научится:
· различать разнообразные виды и жанры современной музыкальной культуры,
стремиться к расширению музыкального кругозора;
· различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений,
исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том
числе эстрады, мюзикла, джаза);
· анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие
основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкальновыразительными средствами при исполнении;
· исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую
культуру звука.
К концу изучения модуля №8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится:
·

29

·
·
·
·
·
·
·
·

классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие,
громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм,
мелодия, аккомпанемент и другие), объяснять значение соответствующих
терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки
сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значения термина «музыкальная форма», определять на слух простые
музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную,
рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».